Изречения Чжуан-цзы

Изречения Чжуан-цзы

 

  • Чжуан-цзы — Древнекитайский философ, один из основателей и виднейший представитель даосизма. Родился в знатной, но утратившей высокий социальный статус семье. Основное произведение — трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против конфуцианства и моизма. Наряду с «Дао дэ цзин» Лао-цзы, эта книга — основной философский памятник даосизма. Чжуан-цзы усилил идеалистическое истолкование некоторых категорий, которые описал Лао-цзы в своем трактате. В его учении о познании много элементов релятивизма, а также мистицизма.Вот некоторые цитаты, принадлежащие Чжуан-цзы:
  • Когда ищут выгоды, забывают об искренности.
  • Рождение — не начало, смерть — не конец.
  • Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей.
  • Наказание — это плоть власти, обряды — ее крылья, знания — ее опора, добродетель — средство привлечь к себе людей.
  • Не следует искать выгоды в вещах и ценностях.
  • Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить.
  • Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем.
  • То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть.
  • Человек, обладающий совершенными моральными качествами, ничего не обретает; большой человек лишен самого себя.
  • Наше восприятие окружающего зависит от наших представлений.
  • Наши чувственные восприятия чрезвычайно изменчивы.
  • Следует осторожно относиться к разного рода догматическим утверждениям или оценкам, основанным на нашем ограниченном опыте, — они ведут к ошибкам и искажениям.
  • Опытное восприятие будет объективным только в том случае, когда мы освободимся от навязанных нам условностей и парадигм; тогда мы сможем воспринимать окружающее ясно и правильно и окажемся в состоянии действовать спонтанно и легко.
  • Того, кто сумел встать на этот путь, можно назвать идеальной личностью.
  • Языковые значения неустойчивы и зависят от контекста.
  • Философские споры в целом бесплодны в смысле выявления истины, хотя иногда полезны в творческом отношении.
  • Смерть — естественная часть жизни, одно из множества превращений живого.
  • Вся тьма вещей различается принципами.
  • Целостность телесной формы означает целостность духа.
  • Мудрец закрытым держит рот, он знает, что и свеча от языка сгорает.
  • Назначение рыбной блесны — поймать рыбу, А когда рыба поймана, блесна забыта. Назначение слов — сообщить идеи. Когда идеи восприняты, слова забываются. Где мне найти человека, позабывшего слова? Он — тот, с кем я хотел бы поговорить.
  • Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку. Слова нужны чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про слова забывают; Как бы мне найти человека, забывшего про слова, — и поговорить с ним!
  • То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть.
  • Наказание — это плоть власти, обряды — ее крылья, знание — ее опора, добродетель — средство привлечь к себе людей.
  • В поступках наших главное — быть своевременным, в чувствах наших главное — пребывать в согласии. Правда, и то и другое создает свои трудности. Когда ты действуешь своевременно, ты все же не хочешь оказаться втянутым в мирские дела, а когда ты пребываешь в согласии, ты не хочешь, чтобы мир в твоем сердце выскользнул наружу. Если ты окажешься втянутым в мирские дела, тебя захлестнут раздоры и гибельные страсти. Если ты позволишь душевной гармонии выскользнуть наружу, она обернется пошлой славой и лукавством.
  • Великий Путь не терпит смятения, ибо, когда умы наши охвачены смятением, истина дробится, а когда истина раздроблена, люди охвачены тревогой, если же ты не можешь одолеть тревогу в своей душе, ты никогда не станешь свободным. Совершенные люди древности учили других лишь тому, в чем сами находили прочную опору.
  • Великий Путь не называем. Великое доказательство бессловесно. Великая человечность нечеловечна. Великая честность не блюдет приличий. Великая храбрость не горит отвагой.
  • Путь, проявивший себя, перестает быть Путем. Речь, ставшая словом, не выражает правды. Человечность, которая всегда добра, не свершит добро. Показная честность не внушает доверия. Храбрость, не знающая удержу, не приносит победы.
  • Если не можешь побороть себя, тогда живи, как живется, и не насилуй дух, — сказал Чжань-цзы. — Не уметь себя побороть и притом насильно себя удерживать означает «быть раненным дважды». А тот, кто «ранен дважды», долго не проживет.
  • Четыре же зла таковы: любить ведать важными делами, но легко менять свое отношение к ним из желания почета и славы называется «злоупотреблением»; считать себя лучшим знатоком дела и заставлять других делать по-твоему называется «самодурством»; отказываться исправить собственную ошибку и усугублять ее вопреки добрым советам называется «упрямством»; хвалить других, если они одобряют вас, но порицать их, если они вас не одобряют, как бы добродетельны они ни были, называется «подлостью».

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.