Изречения Чжуан-цзы

Изречения Чжуан-цзы

 

  • Чжуан-цзы — Древнекитайский философ, один из основателей и виднейший представитель даосизма. Родился в знатной, но утратившей высокий социальный статус семье. Основное произведение — трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против конфуцианства и моизма. Наряду с «Дао дэ цзин» Лао-цзы, эта книга — основной философский памятник даосизма. Чжуан-цзы усилил идеалистическое истолкование некоторых категорий, которые описал Лао-цзы в своем трактате. В его учении о познании много элементов релятивизма, а также мистицизма.Вот некоторые цитаты, принадлежащие Чжуан-цзы:
  • Когда ищут выгоды, забывают об искренности.
  • Рождение — не начало, смерть — не конец.
  • Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей.
  • Наказание — это плоть власти, обряды — ее крылья, знания — ее опора, добродетель — средство привлечь к себе людей.
  • Не следует искать выгоды в вещах и ценностях.
  • Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить.
  • Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем.
  • То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть.
  • Человек, обладающий совершенными моральными качествами, ничего не обретает; большой человек лишен самого себя.
  • Наше восприятие окружающего зависит от наших представлений.
  • Наши чувственные восприятия чрезвычайно изменчивы.
  • Следует осторожно относиться к разного рода догматическим утверждениям или оценкам, основанным на нашем ограниченном опыте, — они ведут к ошибкам и искажениям.
  • Опытное восприятие будет объективным только в том случае, когда мы освободимся от навязанных нам условностей и парадигм; тогда мы сможем воспринимать окружающее ясно и правильно и окажемся в состоянии действовать спонтанно и легко.
  • Того, кто сумел встать на этот путь, можно назвать идеальной личностью.
  • Языковые значения неустойчивы и зависят от контекста.
  • Философские споры в целом бесплодны в смысле выявления истины, хотя иногда полезны в творческом отношении.
  • Смерть — естественная часть жизни, одно из множества превращений живого.
  • Вся тьма вещей различается принципами.
  • Целостность телесной формы означает целостность духа.
  • Мудрец закрытым держит рот, он знает, что и свеча от языка сгорает.
  • Назначение рыбной блесны — поймать рыбу, А когда рыба поймана, блесна забыта. Назначение слов — сообщить идеи. Когда идеи восприняты, слова забываются. Где мне найти человека, позабывшего слова? Он — тот, с кем я хотел бы поговорить.
  • Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку. Слова нужны чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про слова забывают; Как бы мне найти человека, забывшего про слова, — и поговорить с ним!
  • То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть.
  • Наказание — это плоть власти, обряды — ее крылья, знание — ее опора, добродетель — средство привлечь к себе людей.
  • В поступках наших главное — быть своевременным, в чувствах наших главное — пребывать в согласии. Правда, и то и другое создает свои трудности. Когда ты действуешь своевременно, ты все же не хочешь оказаться втянутым в мирские дела, а когда ты пребываешь в согласии, ты не хочешь, чтобы мир в твоем сердце выскользнул наружу. Если ты окажешься втянутым в мирские дела, тебя захлестнут раздоры и гибельные страсти. Если ты позволишь душевной гармонии выскользнуть наружу, она обернется пошлой славой и лукавством.
  • Великий Путь не терпит смятения, ибо, когда умы наши охвачены смятением, истина дробится, а когда истина раздроблена, люди охвачены тревогой, если же ты не можешь одолеть тревогу в своей душе, ты никогда не станешь свободным. Совершенные люди древности учили других лишь тому, в чем сами находили прочную опору.
  • Великий Путь не называем. Великое доказательство бессловесно. Великая человечность нечеловечна. Великая честность не блюдет приличий. Великая храбрость не горит отвагой.
  • Путь, проявивший себя, перестает быть Путем. Речь, ставшая словом, не выражает правды. Человечность, которая всегда добра, не свершит добро. Показная честность не внушает доверия. Храбрость, не знающая удержу, не приносит победы.
  • Если не можешь побороть себя, тогда живи, как живется, и не насилуй дух, — сказал Чжань-цзы. — Не уметь себя побороть и притом насильно себя удерживать означает «быть раненным дважды». А тот, кто «ранен дважды», долго не проживет.
  • Четыре же зла таковы: любить ведать важными делами, но легко менять свое отношение к ним из желания почета и славы называется «злоупотреблением»; считать себя лучшим знатоком дела и заставлять других делать по-твоему называется «самодурством»; отказываться исправить собственную ошибку и усугублять ее вопреки добрым советам называется «упрямством»; хвалить других, если они одобряют вас, но порицать их, если они вас не одобряют, как бы добродетельны они ни были, называется «подлостью».

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.