Изречения Мэн-цзы

Изречения Мэн-цзы

 

  • Мэн-цзы — великий древнекитайский философ периода Сражающихся царств. По легенде потомок аристократического рода. Учился у внука Конфуция, Цзы-Сы, стал продолжателем идей конфуцианства, посетил ряд государств центрального Китая пытаясь воздействовать на их правителей. Он связал воедино этические правила и политику, подчеркивая, что моральные качества являются корнем управления, он уподоблял отношения господина и подданного отношениям отцов и детей, выступал за то, чтобы правители, как родители в семье, должны заботиться о народе, и народ должен относиться к ним как к родителям, почитать их и заботиться о них.Примерно в 70 лет Мэн-цзы оставил эти попытки, вернулся к частной жизни и вместе со своими учениками занялся созданием трактата «Мэн-цзы». Вся книга была написана с большим размахом, глубокими чувствами, ярким пояснением, углубленной критикой, острой иронией. Тысячи лет спустя, при чтении этой книги, люди остро испытывают сильные чувства философа и его характер, видят живой образ мыслителя.Учение Мэн-цзы основано на тезисе изначальной доброты человеческой природы, согласно которой человек обладает врожденным знанием добра и способностью творить его. Зло — результат совершенных ошибок, для его искоренения следует восстановить первоначальную природу человека.Вот некоторые цитаты, принадлежащие Мэн-цзы:
  • Не бывает так, чтобы человеколюбивые дети бросали своих родителей.
  • Нет ни одной вещи, которая бы не преуспевала, если только она будет иметь надлежащий уход, так же, как нет ни одной вещи, которая бы не погибала, если она не будет иметь надлежащего ухода.
  • Предоставить людям средства для существования — это называется милосердием.
  • Учение имеет лишь одно назначение — отыскание утраченной природы человека.
  • Человек по природе добр.
  • Человеческая природа добра, и это присуще ей так же, как воде — свойство течь вниз.
  • Гуманность, должная справедливость, благопристойность и разумность не извне внедрены в меня, они мне исконно присущи.
  • Все люди обладают не выносящим чужого страдания сердцем. У всякого человека, вдруг увидевшего ребенка, готового упасть в колодец, будет испуганное и страшащееся, соболезнующее и сострадающее сердце. И это происходит не из-за внутренней близости с родителями ребенка, не из желания иметь хорошую репутацию среди соседей и друзей и не из отвращения к тому, что ребенок разразится воплями. Отсюда видно, что не имеющий соболезнующего и сострадающего сердца — не человек, не имеющий стыдящегося за себя и негодующего на другого сердца — не человек, не имеющий отказывающего себе и уступающего другому сердца — не человек, не имеющий утверждающего и отрицающего сердца — не человек.
  • Соболезнующее и сострадающее сердце — начало гуманности, стыдящееся за себя и негодующее на другого сердце — начало должной справедливости, отказывающее себе и уступающее другому сердце — начало благопристойности, утверждающее и отрицающее сердце — начало разумности. Человеку принадлежат эти четыре начала, так же как ему принадлежат четыре конечности.
  • Я ценю жизнь, но еще больше ценю справедливость.
  • Совершенно мудрого человека я не видел. Увидеть благородного — этого достаточно. Доброго человека я не видел. Увидеть обладающего постоянством — этого достаточно.
  • Добро каждого дела означает его согласованность с Небом.
  • Небесный путь — дао предопределен, но кое в чем зависит и от индивидуальной природы.
  • Добиваясь — достигаешь, отбрасывая — утрачиваешь.
  • Добиваться — полезно для достижения, поскольку это касается заключенного в самом себе. Если же добиваться того, что обладает путем — дао, и достигать того, что обладает предопределением, то добиваться — бесполезно для достижения, поскольку это касается заключенного вовне.
  • Вредящий гуманности называется вредителем, вредящий должной справедливости называется злодеем. Человек, являющийся вредителем и злодеем, называется мужиком-отщепенцем.
  • Благородный в отношении вещей таков, что испытывает к ним приязнь, но не гуманен с ними; в отношении народа таков, что гуманен с ним, но не родственно близок к нему. Будучи родственно близок к родителям, будешь гуманен с народом; будучи гуманным с народом, будешь испытывать приязнь по отношению к вещам.
  • Гуманность — это человек.
  • Доброе управление достигает народного богатства, а доброе воспитание — народного сердца.
  • Доброе управление народ боязливо почитает, а доброе воспитание — любит.
  • Не имея постоянного имущества, иметь постоянное сердце, способны только образованные служилые.
  • Некоторые напрягают сердце, а некоторые — силу. Напрягающие сердце управляют людьми, а напрягающие силу управляются. Управляемые другими людьми кормят других людей, а управляющие другими людьми кормятся. Такова в Поднебесной всепроницающая должная справедливость.
  • В урожайные годы большинство молодых людей бывают добрыми, а в голодные годы — злыми. Такое различие происходит не от тех природных качеств, которые дало им Небо, а потому, что голод вынудил их сердца погрузиться во зло.
  • Исчерпывающий свое сердце познает свою природу, а познание своей природы означает познание Неба.
  • То, на что человек способен без научения, — это его благомочие, то, что он знает без рассуждения, — это его благосмыслие.
  • Сердце — мыслящий орган.
  • Человек, имеющий мало желаний, хотя нечто теряет, но — мало. Человек, имеющий много желаний, хотя нечто сохраняет, но — мало.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.